Мероприятия

В первой учебной четверти 2023/2024 учебного года во всех 16 классах прошли заседания Родительских университетов.  Заседания прошли в самых разных форматах: круглый стол, консультации, занятия с элементами тренинга. Классные руководители 1 и 5 классов ознакомили законных представителей с адаптацией учащихся. Итогом работы стали совместно выработанные практические советы по проблеме адаптации первоклассников и пятиклассников к новым условиям обучения. Классные руководители 3 классов познакомили присутствующих с отличиями понятий оценка и отметка, их критериями, с влиянием отметки на самооценку учащихся. Участники родительского университета совместно с учителями разработали правила подготовки домашнего задания и оказания помощи своим детям.

На заседании "Родительского университета" в 10 классе были обсуждены факторы риска для здоровья современной молодежи, вопросы правильного питания, режима дня, увлечения диетами, а также, как влияют вредные привычки и стресс на жизнь подростка.

свернуть

План работы Родительского университета в государственном учреждении образования «Ветринская средняя школа имени Д.В. Тябута Полоцкого района» на 2023/2024 учебный год

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Ответственные

1-й класс

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

(до 30.09)

Семчёнок С.М., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Вершинина С.М., медицинский работник

2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

ноябрь

(до 30.11)

Семчёнок С.М., классный руководитель,

Вершинина С.М., медицинский работник

3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

(до 30.01)

Семчёнок С.М., классный руководитель

4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

(до 30.04)

Семчёнок С.М., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

2-й класс

1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

(до 31.10)

Клепацкая М.С., классный руководитель,

Рудько Н.В., классный руководитель

2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

(до 31.12)

Клепацкая М.С., классный руководитель

Рудько Н.В., классный руководитель

Вершинина С.М., медицинский работник

3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

(до 29.02)

Клепацкая М.С., классный руководитель,

Рудько Н.В.,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май

(до 31.05)

Клепацкая М.С., классный руководитель,

Рудько Н.В., классный руководитель

3-й класс

1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

(до 30.09)

Чех Н.В., классный руководитель,

Запольная Ю.В., классный руководитель

2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. 

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

(до 31.12)

Чех Н.В., классный руководитель,

Запольная Ю.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

(до 30.01)

Чех Н.В., классный руководитель,

Запольная Ю.В., классный руководитель, Асташкевич Т.В., педагог социальный,

Вершинина С.М., медицинский работник

4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

(до 30.04)

Чех Н.В., классный руководитель,

Запольная Ю.В., классный руководитель, Асташкевич Т.В., педагог социальный,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

4-й класс

1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь

(до 30.09)

Орёл С.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Вершинина С.М., медицинский работник

2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

(до 31.12)

Орёл С.В., классный руководитель,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

(до 29.02)

Орёл С.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

(до 31.05)

Орёл С.В., классный руководитель

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Ответственные

5-й класс

1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

(до 30.09)

Ситдикова И.М., классный руководитель,

Бриль М.Г., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Вершинина С.М., медицинский работник

2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

(до 30.11)

Ситдикова И.М., классный руководитель,

Бриль М.Г., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

(до 29.02)

Ситдикова И.М., классный руководитель,

Бриль М.Г., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный,

Вершинина С.М., медицинский работник

4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

(до 31.05)

Ситдикова И.М., классный руководитель,

Бриль М.Г., классный руководитель,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

6-й класс

1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

(до 30.09)

Телепень Н.В., классный руководитель,

Шамрович А.И., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. 

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

(до 31.12)

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Телепень Н.В., классный руководитель,

Шамрович А.И., классный руководитель

3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

(до 31.03)

Телепень Н.В., классный руководитель,

Шамрович А.И., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

(до 31.05)

Телепень Н.В., классный руководитель,

Шамрович А.И., классный руководитель,

Асташкевич Т.В., педагог социальный,

Вершинина С.М., медицинский работник

7-й класс

1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

(до 30.09)

Борейко Е.И., классный руководитель,

Ганина М.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Вершинина С.М., медицинский работник

2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. 

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

(до 30.11)

Борейко Е.И., классный руководитель,

Ганина М.В., классный руководитель,

Асташкевич Т.В., педагог социальный,

инспектор по делам несовершеннолетних

3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

(до 29.02)

Борейко Е.И., классный руководитель,

Ганина М.В., классный руководитель,

Асташкевич Т.В., педагог социальный,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

(до 30.04)

Борейко Е.И., классный руководитель,

Ганина М.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

8-й класс

1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

(до 31.10)

Зарецкая Н.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

(до 31.12)

Зарецкая Н.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный,

инспектор по делам несовершеннолетних

3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

(до 31.03)

Зарецкая Н.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

(до 31.05)

Зарецкая Н.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

9 класс

1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

(до 30.09)

Тюкало А.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Тюкало А.А., классный руководитель,

Вершинина С.М., медицинский работник

2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. 

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

(до 30.11)

Тюкало А.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

(до 29.02)

Тюкало А.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

(до 30.04)

Тюкало А.А., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Ответственные

10-й класс

1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня.

сентябрь

(до 30.09)

Луцко В.В., классный руководитель,

Асташкевич Т.В., педагог социальный,

Вершинина С.М., медицинский работник

2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

(до 30.11)

Луцко В.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Вершинина С.М., медицинский работник

3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

Репродуктивное здоровье юношей и девушек.Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

(до 29.02)

Луцко В.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

(до 30.04)

Луцко В.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

11-й класс

1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

(до 31.10)

Подсадник М.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог

2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

(до 31.12)

Подсадник М.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Асташкевич Т.В., педагог социальный,

Вершинина С.М., медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

(до 31.03)

Подсадник М.В., классный руководитель,

Асташкевич Т.В., педагог социальный

4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

(до 31.05)

Подсадник М.В., классный руководитель,

Яблочкина Т.Г., педагог-психолог,

Вершинина С.М., медицинский работник

свернуть